Согласно официальной версии, в советские времена здесь располагался карантин Выставки Достижений Народного хозяйства, где временно передерживали животных, привезённых со всех концов страны на сельскохозяйственную часть выставки; оценивали в баллах породные качества, экстерьер, физическое состояние, производили ветеринарный осмотр – в общем, делали всё необходимое для дальнейшего допуска животин к активно посещаемым народными массами выставочным павильонам "Свиноводство", "Овцеводство" и "Крупный рогатый скот". Официальная версия частично подтверждается как рассказами очевидцев (я, например, лично слышала от местного жителя: «Свинофермы там были. Нас туда мальчишками посылали поросят покупать. Потом шашлыки из них жарили там же, рядом, в овраге…»), так и находками, сделанными сталкерами-энтузиастами на опустевшей территории (на Викимапии есть упоминание о валявшихся там на каждом шагу педалях от коровьих поилок системы «нажми мордой и пей»).
Однако, как любая загадочная местность, карантин за годы своего существования успел обрасти массой легенд и домыслов. Олег Е. на сайте «Северяне» приводил в дополнение к официальной версии ещё две: «НКВД-шная шарашка тюремного типа», «какие-то здания Института Пути», а кое-кто склонен добавлять к этому списку даже «секретные лаборатории по выведению монстров в неволе».
Если местечко вас заинтересовало – самое время по нему прогуляться. Подойдём к карантину со стороны улиц Декабристов и Сельскохозяйственной. Пройдя немного на север от места их пересечения и нырнув на дорожку между гаражными кооперативами, приблизимся к разрушающемуся кирпичному домику. Это – западная проходная карантина ВДНХ.

Топать по заброшенному лесопарку рекомендуется с известной долей осторожности. Собачий лай то и дело доносится из кустов.

Пройдя немного вперёд, выходим к сгоревшей в середине 2000-х годов трансформаторной будке, до того лет 10 использовавшейся местной рок-группой для репетиций.

Вдоль дорожек карантина пугающе обильно рассыпаны колодцы. Примерно каждые 15 метров есть шанс свалиться в одну из таких вот круглых дыр в земле. Что там внизу - тема для отдельного вооружённого исследования.

Остатки кирпичных фундаментов попадаются кое-где среди деревьев. Это – наиболее сохранившийся.

А здесь кирпичная кладка уже практически скрылась под слоем почвы.

У забора соседствующей с карантином промзоны свалены обломки каких-то железобетонных конструкций…

…а неподалёку истекает дымом костерок, разведённый гражданами без определённого места жительства. Самих граждан не видно. Снимать их лагерь не хочется, а хочется покинуть его с максимально возможной скоростью.
Вся местность, между прочим, изрядно давит на нерв (а может, это мы такие впечатлительные).
На пригорке близ маленького заболоченного озерца у самой восточной границы «Зоны» сохранилась руина насосной станции карантина: круглое в основании здание из силикатного кирпича, разделённое внутренней кирпичной перегородкой и основательно изрисованное энтузиастами граффити.


Внутри станция была разделена на две неравные части кирпичной перегородкой. Одна часть замусорена больше другой )
Из стен внутри торчат ржавые железки и спиленные поперечные балки.

Валяются обломки стен



Рядом с карантином можно увидеть заброшенный коллектор. Что-то мне подсказывает, что он как-то связан с безумной системой "карантинных" колодцев.


Внизу льются потоки воды.

Самое время убраться отсюда, пока какой-нибудь снорк не выпрыгнул из подземелья, чтобы поохотиться на начинающих сталкеров :)
Выходим из под сени пограничных тополей, оглядываемся. Надо признать, с восточных пределов, с берега реки Яузы, карантин выглядит вполне безобидно.

Самое время вспомнить, как он выглядел два десятка лет назад (тем более, что на сайте «Северяне» обнаружена фотография этого же самого места, сделанная в 1982 году).

Видно не очень отчётливо, но, по словам очевидцев, в советские времена этот сугубо сельскохозяйственный объект был оформлен следующим образом: бетонный забор с «колючкой» по периметру, отдельная ветка ж.д., по которой периодически сновали поезда-«кукушки» (преимущественно по ночам), «какая-то штука на берегу» (металлическое сооружение с трубой, тоже забранное в решетчатый забор с колючкой, труба от которого шла в сторону забора), наличие вооруженной охраны.
Прямо описание среднестатистического совхоза, не находите? ;)
С другой стороны, у страха глаза велики. К тому же, справедливости ради стоит заметить, что с запада (там, откуда мы заходили), карантин граничит с НИИ Точных приборов, специализировавшимся на разработке и изготовлении каналов радиоуправления для объектов морского и авиационного реактивного вооружения, а с 1956 года – и на создании аппаратуры для космической отрасли России. С 1962 года на предприятии создаются и изготавливаются станции приема, обработки и доставки потребителю информации дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), комплексы управления космическими аппаратами. Так что вполне возможно, что вооружённая охрана бдила совсем не поросят, а подступы к секретным разработкам. И железная дорога, возможно, обслуживала совсем не коровники…
Вот она – утыканная всевозможными антеннами крыша того самого НИИ. Лесной массив перед нею и есть карантин ВДНХ.

Между прочим, сгинул карантин в считанные дни. По словам старожилов, поначалу перестали ездить паровозы, потом несколько ночей там стоял грохот, а потом все просто исчезло. Как потом рассказывали те, кто туда ходил, когда патрули там сняли, от зданий остались одни каркасы, все остальное просто вывезли. Такое вот странное место. И самое любопытное, что при всей дороговизне московской земли там до сих пор ничего не построили (хотя это просто пустырь, а не парк и не охранная зона) и, кажется, не планируют строить.
Ну и на сладкое – портрет промзоны, раскинувшейся на север от карантина ВДНХ.


Засим на сегодня откланиваюсь.
Comments
Ещё в начале 90-х в карантине стояли лошади олимпийского чемпиона по выездке Сергея Филатова. Он уже был не совсем адекватен, считал что кругом конкуренты, которые мечтают их отравить, что бы не дать ему возможножность выиграть ещё одну Олимпиаду. Так что лошадей держал за КПП и по Сельскохозяйственной каждый день ездил на плац на ВДНХ. Зимой это выглядело особенно феерично из окна автобуса.
Когда на ВДНХ разрешили держать лошадей частников, подруга там работала. Лошадь нельзя было сразу привести в конюшню выставочного комплекса, сначала надо было выдержать в карантине.