?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Бадаевский пивоваренный завод, одно из старейших пивоваренных предприятий России, был основан в 1875 году, и назывался до 1934 года «Трёхгорным». Комплекс зданий завода, расположенный в Москве, по адресу Кутузовский проспект, 12, является памятником промышленной архитектуры XIX века.

 Сормовский усиленный
Паровод СУ, стоящий на территории завода

История завода такова.
В 1875 году московский купец Бенедикт Антонович Гивартовский, владелец спирто-дрожжевого завода на Дербеневской набережной, и молодой, хорошо образованный в Риге и Мюнхене пивовар Альберт Альбертович Кемпе, одержимый идеей построить в Москве современный пивоваренный завод, решили объединить свои усилия, и на окраине Москвы приобрели за 10 тысяч рублей неухоженный участок земли для строительства пивоваренного предприятия. Так как финансов у двух зачинателей было явно недостаточно, они обратились к нескольким известным и богатым московским предпринимателям с предложением принять участие в создании завода на паях.


Вид на Бадаевский завод
Вид на Бадаевский пивоваренный завод с Краснопресненской набережной

В январе 1875 года состоялось учредительное собрание основных пайщиков из 17 человек, среди которых были владелец Прохоровской мануфактуры Т. С. Морозов, владелец свечных и мыловаренных заводов А.К.Крестовников, владелец спиртодрожжевого завода Б. А. Гивартовский, Юнкерс, Кемпе и другие. Тогда же товарищество назвали "Трехгорное пивоваренное товарищество в Москве", так как место постройки прилегало к Трехгорной заставе. Был собран капитал в 1 миллион рублей.
Устав Товарищества высочайше утвержден 6 июня 1875 г.

Бадаевский завод


Архитектором заводского комплекса стал Роман Иванович Клейн (1858-1924) – архитектор, академик петербургской Академии Художеств (1907).
Клейн был востребован и до, и после революции, был автором массы проектов – заводов, церквей, больниц, музеев, жилых зданий. Ему принадлежит проект Пушкинского музея (старое название – «Музей изящных искусств»), нынешнего ЦУМа (до революции – «Мюр и Мерилиз»), он же едва не стал архитектором ГУМа, заняв второе место в конкурсе.

Паровоз СУ 205-37 на территории Бадаевского завода
Территория завода. Справа – бывшая Контора Трехгорного торгово-промышленного товарищества, впереди – старые ворота, справа – паровоз СУ.

Завод Трехгорного Пивоваренного товарищества был спроектирован и спланирован с учетом и применением проекта Мюнхенского пивоваренного завода. Руководство строительством осуществлял Кемпе А. А.

Старые ворота Бадаевского пивзавода
Заколоченные ворота бывшего Бадаевского пивного завода. Вид изнутри. Ворота сооружены в 1910 году.

В марте 1875 года развернулось грандиозное строительство. Рабочую силу набирали в Калужской, Рязанской, Владимирской, Минской губерниях. Рабочий день продолжался с 5 утра до 9 вечера.

Старые ворота Бадаевского пивзавода
Территория завода. Слева – бывшая Контора Трехгорного торгово-промышленного товарищества (Кутузовский, 12, стр.5), впереди – старые ворота, справа – паровоз СУ.

В январе 1876 года Правление Трехгорного пивоваренного товарищества, окончив постройки в принадлежащем Товариществу заводе, обратилось в Правление Московского генерал-губернатора с просьбой о разрешении открыть пивоваренный завод. Выдача этого разрешения замедлилась почти на 9 месяцев вследствие найденных полицией отступлений в устройстве завода от требований строительного устава. Лишь в рапорте Московского обер-полицмейстера Московскому генерал-губернатору от 22 сентября 1876 года сообщается об отсутствии препятствий к удовлетворению ходатайства Правления Трехгорного пивоваренного товарищества.

Бадаевский завод

Завод приступил к выработке солода, 5 февраля следующего года была произведена первая варка пива, затем выдержка, и с 1 июня пиво поступило в продажу.
В 1877 году силами 500 рабочих на заводе было произведено 458.000 ведер пива.
В 1878 г. было сварено и продано 500.000 ведер пива.

Бадаевский пивоваренный завод

В 1879 году руководство солодовней было поручено пивовару из Германии Генриху Купу. Но автоматическая жалюзная солодовня, привезённая из Германии, хоть и освободила рабочих от ручного труда, но, как пишут, «не оправдала надежд» – то ли ухудшила качество сырья, то ли не справилась с объёмами.

Главный корпус Бадаевского завода
Главный корпус Бадаевского завода. 1890 год постройки

Завод шёл в ногу со временем, оборудование модернизировалось, для освещения стали применять газ. Для работы приглашались немецкие специалисты. Например, инженер-технолог А.И. Ансельм, приглашённый в 1883 году, проработал на заводе до 1940 года.

Труба Бадаевского завода
Сорокапятиметровая труба, установленная в 1880-х годах.

На протяжении более чем столетней истории площадь завода многократно изменялась в размерах и окончательно сложилась в 50-е годы.

Главный корпус Бадаевского завода
Главный корпус Бадаевского завода

В 1887 году было произведено уже около 700000 ведер пива. Лед для завода заготавливали на Москве-реке и хранили в леднике-"корабле". Бродильные деревянные чаны вмещали по 2,5-3,5 тысячи литров, а несколько тысяч бочек вмещали от 3 до 6,5 тысячи литров.

Главное здание Бадаевского пивзавода
Главный корпус Бадаевского завода.

К 1894 году у "Трехгорного пивоваренного товарищества" имелся второй завод за Дорогомиловской заставой, и помимо четырёх пивных складов в Москве были открыты склады в Новгороде, Твери, Иваново-Вознесенске, Смоленске, Орле, Тамбове, Екатеринославе, Петербурге, Рязани, Костроме и в нескольких уездных городах. (Источник: Адресная и справочная книга "Вся Москва на 1895 год", М.1895, издание Московской городской управы, часть 2, стр. 232).
В 1896 году на заводе работали 750 человек. Директорствовал на заводе А. Кемпе, заместителем работал В. Ансельм.

Бадаевский завод. Бывший пивной ресторан.
Восточное крыло Бадаевского завода. Корпус бывшего ресторана при предприятии. Архитектор Р.И.Клейн, 1893-1896 годы.

В 1897 году продолжалось переоборудование завода. Был установлен транспортер для корзин с посудой, функционировавший аж до 1959 года.
В 1899 году завод перешёл на электрическое освещение.

Ресторанный корпус Бадаевского завода
Ресторанный корпус был решен в духе немецких торговых рядов XV-XVI веков – краснокирпичный, со стрельчатыми аркадами, детали из белого камня и лепнины, башенки с черепичным покрытием, узкие окна с мелкой расстекловкой.

В 1900 году завод произвел 2.500.000 ведер пива, уступив по производительности лишь другому пивному гиганту – Калинкинскому заводу в Петербурге.

Бадаевский завод
Эркер ресторанного корпуса. 1910 год

В 1900 году было произведено 1.200.000 ведер пива, отвечавшего лучшим европейским стандартам. Первое место среди русских и иностранных заводов по сбыту пива в бутылках. Две трети от общего объема выпускаемого заводом пива потреблялось жителями Москвы. По Москве и многим городам России были организованы заводские складские Товарищества.

Ресторанный корпус Бадаевского завода
Бывший ресторанный корпус завода. Справа – дегустационно-экспедиторский цех.
Ныне всё это отдано под стрелковый клуб (расположен в подвале).


Волнения рабочих в 1905 году не обошли завод. Рабочие потребовали увеличения заработной платы. Этот вопрос был улажен. Затем по неизвестным причинам сгорел чердак с корзинами, 300 старых бочек и деревянный "корабль"-ледник. В августе рабочие вновь потребовали увеличить зарплату на 10 копеек, вместо 4-х в июньском требовании, и построить для семей бесплатные бани. Зарплату повысили на 5 копеек, бани построили. В октябре к очередному требованию повышения зарплаты прибавилось требование о сокращении трудового дня. Рабочий день сократили, но зарплату больше не повысили. А 7 декабря в связи с забастовкой работа на заводе была остановлена.
Забастовку в июне 1906 года удалось прекратить после соглашения на новое повышение зарплаты рабочим.

Бадаевские башенки
Башенка бывшего Цеха экспедиции и дегустации, расположенного в ресторанном корпусе завода.

Восточное крыло Бадаевского завода
Восточное крыло Бадаевского завода

В 1905 году "Трехгорное пивоваренное товарищество" располагало уже 89 складами (Источник: Адресная и справочная книга "Вся Москва на 1905 год", М.1905, издании Суворина, стр. 424).

Бадаевский завод
Экспедиционный цех (слева)

Пивной баллончик ))
Пивной баллончик

Контора Трехгорного торгово-промышленного товарищества
Бывшая Контора Трехгорного торгово-промышленного товарищества. Архитектор Клейн.

19 мая 1908 года был утвержден Устав Московского общества пивоторговцев. В общество входили содержатели пивных лавок. Основной целью общества являлась защита профессиональных интересов московского пивного промысла.

Главный корпус Бадаевского завода
Главный корпус Бадаевского завода

В 1911 году на завод из Германии приглашают изобретателя более экономного способа производства пива Натана. Но его установка придавала пиву неприятный запах и вкус (встроенные ослики подкачали).
В 1912 году на заводе был учрежден фонд им. Кемпе. Цель фонда: оказание помощи нуждающимся пивопроизводителям.

Бадаевский завод
Заводской корпус 1890 года постройки. Вроде бы, в этом здании расположен какой-то супер-закрытый ночной клуб.

К одному автомобилю для доставки пива, купленному в 1907 году, добавилось еще пять "Опелей" в 1913 г. Завод уверенно вышел на первое место среди заводов Империи по объему производства пива, достигшему 6.683.000 ведер пива в год. Выручка составила 5.780.000 руб.

Бадаевский завод

Как и многие заводы, которые не были закрыты в 1914 году, "Трехгорный" перешел на выпуск напитков, искусственного льда. Все пивовары-немцы, а их было большинство, должны были покинуть Россию, но были оставлены заложниками. На заводе работали пивовары-итальянцы и главный инженер – норвежец. Большинство рабочих было мобилизовано на фронт, остальные уволены. У завода изъяли 5 автомобилей и 210 лошадей. Военное ведомство организовало сушку сухарей.
В 1914 году к пивзаводу и находившейся рядом фабрике карандашных изделий имени Сакко и Ванцетти (ныне снесена, на её месте пустырь) был проложен железнодорожный подъездной путь от Киевского вокзала.
Паровоз СУ 205-37 на территории Бадаевского завода
Паровоз "Сормовский Усиленный" второго выпуска раньше стоял на территории карандашной фабрики "Сакко и Ванцетти". Когда фабрику снесли, паровоз переместился на территорию Бадаевского завода, поближе к старым (восточным) воротам.

В 1915 году завод принял заказ на изготовление взрывчатых веществ для снарядов и алюминиевых красителей для текстиля. Подозреваю, что с формулировкой: «и попробуйте сказать, что это вам не по профилю!»

Главное здание Бадаевского пивзавода
Главное здание Бадаевского пивзавода. Там, откуда велась съёмка, было здание элеватора – места хранения ячменя для пива. Здание взорвали некоторое время назад. Теперь о нём напоминает только закрытое металлом отверстие в стене на уровне 3-го этажа: отсюда к элеватору шла галерея.
А так происходил снос элеватора (из ЖЖ realex)

Снос элеватора

Бадаевский завод
Ниша между ресторанным корпусом и центральным зданием

После революции 1917 года завод управлялся заводским комитетом совместно с прежним руководством. В октябре 1918 года Кемпе и его сын покинули Россию. Моссовет разрешил продавать слабоалкогольное пиво. Находившееся в подвалах пиво разбавляли 1:1 артезианской водой, наливали в тридцативедерные бочки и торговали им небольшими партиями до 1921 года. (Источник: Адресная и справочная книга "Вся Москва на 1923 год", М.1923, Госиздательство, отд. 3, стр. 3).

Силуэты Бадаевского

В 1925 году на заводе трудилось 1759 рабочих и 95 служащих, к 1930 году число рабочих сократилось до 800 человек, через год – снова выросло до 1104 человек.
В 1934 году Протоколом заседания Президиума Московского совета РК и КД №23 от 23 июня бывшему пивоваренному заводу МСПО "Тригор" было присвоено имя А.Е.Бадаева, первого депутата от рабочих в IV Госдуме, соратника Ленина. Бадаев находился на ряде руководящих постов, а с 1943 года по 1951 год был начальником Главпива.

Бюст Алексея Егоровича Бадаева - завода и человека

В 1935 году в связи со строительством «сталинских» домов, старая железнодорожная ветка была снесена, путь проложили в обход – по берегу реки (ныне набережная Тараса Шевченко), по Русскому и Еврейскому кладбищам, от Брянской соединительной ветки (соединяла, соответственно, Киевский и Белорусский вокзалы и даже была электрифицирована).

Трубы Бадаевского

В 1941 году из коллектива завода было мобилизовано в Советскую армию на защиту Отечества 549 человек работающих, т.е. около 50% всего состава предприятия. Все последующие годы усилия коллектива были направлены на восстановление солодовни, разрушенной прямым попаданием бомбы, и дальнейшее увеличение производства пива и солода на основе переоборудования и механизации производства.
На международной выставке в Брюсселе в 1958 году за свою продукцию завод был награжден Большой серебряной медалью и дипломом. К 1967 году продукция достигла уровня лучших зарубежных образцов.
С 19 июля 1993 года завод вновь стал «Трехгорным».

Силуэты Бадаевского

В 1997-1998 годах, в связи со строительством Третьего кольца, и Брянская соединительная ветка, и подъездные пути двух заводов были разобраны. При сносе карандашной фабрики с ее территории на пивзавод перенесли паровоз Су, сделанный в Коломне. И он до сих пор стоит здесь у старых парадных ворот.

Бадаевский пивзавод

К 2000 году на заводе был закончен первый этап реконструкции – цеха розлива и фарфастного отделения, смонтирована новая электронно-управляемая линия розлива, запущена новая мощная высокопроизводительная установка, введен в строй пастеризатор, соответствующий всем требованиям относительно надежности пастеризации. Была полностью переоборудована микробиологическая лаборатория и освоен выпуск пива в полуторалитровых бутылках. Накануне празднования юбилея, Бадаевское пиво получило награду на фестивале пива в Москве.

Главное здание Бадаевского пивзавода

В 2006 году производство было окончательно остановлено, помещения с тех пор сдаются в аренду. Долгие годы продолжаются «разборки» относительно того, кто, что и как здесь будет строить. Половина претендентов на лакомый кусок земли в 14 га успели кануть в Лету. Завод пока стоит нетронутым.
Один из несостоявшихся проектов уродования исторической застройки стеклярусом:

 Проект застройки Парк-Сити

Теперь приглашаю вас прогуляться по задворкам Бадаевского завода.

Входя в проулок между восточным и западным крылом завода, первым делом видим останки разгрузочной системы: площадку и рельсу для подвески крана.

Бадаевский пивоваренный завод

Погрузочно-разгрузочная площадка. Часть здания разобрана.

Погрузочно-разгрузочная площадка

Проулок между восточным и западным крылом завода отмечен печатью разрухи и заброшенности.

Задворки Бадаевского завода

Разобраны по кирпичикам какие-то помещения – то ли складские, то ли цеховые (см. справа)

Задворки Бадаевского завода

Продвигаемся вглубь центрального проулка. Появляются граффити на стенах, ощутимо пахнет гарью. В разрушенных помещениях складировано нечто непонятное.

Бадаевский пивзавод

Бадаевский пивзавод

Задворки завода, как ни странно, обитаемы. Бодро снуют рабочие с тачками. Из-за этого оживления не рискнула подойти поближе к любопытному граффити – трёхголовому псу, рвущемуся с поводка некоего существа неприятной наружности )

Ржавеет у стены старая тачка…

Бадаевская тачка )

Задворки Бадаевского завода

Ну и под конец – вид на заводские крыши с Краснопресненской набережной:

Нагромождения

Источники информации:

Снос элеватора Бадаевского завода в 2008 году

Музей пива Российской Империи

maxfavorit.ru

Подгурский фамильный клуб

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
_kate_f
Dec. 26th, 2014 06:40 pm (UTC)
Блин, куча шика! Кирпичи! Паровоз! Ленин с усами-бровями! Тележка! Даже москва-сити! А ворота с финтифлюшками какие, а башенки со шляпами!
lilyhoplit
Dec. 29th, 2014 01:48 pm (UTC)
Угу. И как говорил Рабинович: "Ах, оставьте... кто сейчас всё это ценит?.."
(Anonymous)
Jul. 29th, 2015 01:10 pm (UTC)
Обидно до слез!
Отличный репортаж, с душой!!!! Господи, но как обидно - в каком этот реликт отечественного пивовароварения кошмарном, унылом состоянии пребывает. Только представьте, будь нечто подобное возведено в (ткни пальцем в любую страну ЕС)... Все было бы чистенько, аккуратно, отреставрировано. Нет хозяина, одни временщики((((( А ресторан, только подумать, какой мог бы быть ресторан. Заводские корпуса - произведение пром. архитектуры, настоящий музей под открытым небом!!!
lilyhoplit
Jul. 29th, 2015 01:18 pm (UTC)
Re: Обидно до слез!
Ой, вот насчёт просвещённой Европы - очень не факт.
Только недавно передача была, как там церкви (произведения искусства реальные - огромные готические храмы) сносят либо под гостиницы переделывают. Мол, содержать дорого, а значит есть только два выхода. Если новый собственник не отыщется - придётся сносить.
Да и просто заброшенной красоты в этой самой Европе не меньше нашего...
(Anonymous)
Jul. 21st, 2016 09:08 am (UTC)
А чей репортаж! Наших журналистоа? Вам не кажется, что это пропаганда?я много езжу поЕвропе и никогда не видела разрушенной церкаи или перестроенной под гостиницу. Только у нас это можно сделать.если нельзя законным путем, можно сжечь.. И не важно- историческое здание или нет. БЕСКУЛЬТУРЬЕ И НЕВОСПИТАННОСТЬ!!!
(Anonymous)
Aug. 1st, 2016 02:03 pm (UTC)
Это не бескультурье и невоспитанность . ЭТО ПОЛНОЕ БЕЗРАЗЛИЧИЕ к стране и ее ИСТОРИИ. Это ментальность безраличного колониста - и выкачивание ресурсов и денег из страны и полное наплевательство на все остальное. ЭТО ЧУЖИЕ и чуждые стране и ее историческому наследию люди правят бал и дорвались до власти в опред. структурах. + разгул безнаказанности и безответственности.
(Anonymous)
Aug. 1st, 2016 02:08 pm (UTC)
PS Плюс бабло побеждает Всё :((
(Anonymous)
Sep. 10th, 2015 01:57 pm (UTC)
А как туда попасть? Например для съемок, есть ли контакты с кем можно обсудить данный вопрос?
lilyhoplit
Sep. 10th, 2015 02:01 pm (UTC)
Мы попали элементарно. На территории есть автомойка и мы просто въехали на территорию на машине, сказав на КПП, что едем на мойку.
Кроме того на территории есть какие-то клубы, так что, думаю, реально пройти и пешком. Только заранее придумать, куда идёте )
Но так было года 3 назад. Что там сейчас - не знаю.
(Anonymous)
Nov. 14th, 2016 09:49 pm (UTC)
я там раблтал в охране пройти не сложно главное иметь при себе паспорт, на машине сложно нужны пороли клубов какдый день они разные
(Anonymous)
Mar. 14th, 2016 08:20 am (UTC)
ЖД ВЕТКА
На жд ветке от окружной жд дороги до заводов ходили паровозы. Она не была электрофицирована. Жалко завод. До сих пор помню вкус "Жигулевского". И еще: В кабинете одного из руководителей завода (уже не помню у кого точно) висела картина на которой была нарисована лодка с бочкой (бочками) для воды, пересекающая Москву-реку. Воду видимо брали с той стороны.
peresvet0
Jul. 21st, 2016 09:23 am (UTC)
анналогия
В 1941 году на завод упала бомба.
И только в 2016 он сгорел.
(Anonymous)
Aug. 1st, 2016 02:05 pm (UTC)
Re: анналогия
это мог быть поджог?? и что теперь планируют деалт? реставрировать ?
peresvet0
Aug. 2nd, 2016 07:17 am (UTC)
анналогия
Наверняка сожгли.
Скорее всего под застройку.
Нужно писать письма.
Поключайтесь!
( 14 comments — Leave a comment )

Профиль

lilyhoplit
Лили Хоплит

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner